14 декабря – ИА SM.News. В мире моды появилось новое направление — fashion-аналитика. Такой специалист может эффективно выстраивать стратегию бизнеса в модной среде. SM.News Москва обсудил с fashion-аналитиком Анной Глазковой специфику новой профессии и последние модные тренды.
Кто такой fashion-аналитик?
— В России направление начало развиваться после появления на рынках большого количества отечественных дизайнеров. Они не могут отшивать свои коллекции крупными партиями, которые будут оставаться большими остатками на складах. Экономическая ситуация сильно изменилась. Одна из главных задач для fashion-аналитика — сократить остатки и увеличить продажи. Всю целевую аудиторию нельзя захватить, нельзя шить для всех. Нужно шить именно под своего клиента, под его потребности, его проблемы. Мы (fashion-аналитики) изучаем проблемы и их закрываем. Москва — это где распределяются деньги, бюджет, это продажи. Как вы думаете, где находятся фабрики? В Иваново, в Пятигорске, например, там вязальная фабрика, которая обвязывает дизайнеров по России. Многие только начали осознавать ценность аналитика.
Какую проблему можно назвать общей? Что хочет видеть аудитория в отечественных брендах?
— Люди идут за индивидуальностью. Они не хотят смотреть 300 тысяч одинаковых костюмов. У людей сейчас большой запрос на индивидуальность: он купил какие-то вещи, которые отражают его тип личность, будут его выделять, и он не встретит людей похожих на себя. Российские дизайнеры сейчас вышли на достойный уровень, они котируются в Европе, в Америке и в других странах. Сначала было не так, например, качество пошива страдало. Большая гордость наблюдать за теми изменениями, которые произошли с российскими дизайнерами: налажено производство, выверенные лекала, качество ткани, пошив и тд. У многих дизайнеров сейчас достойный уровень.
Если мы берем города-миллионники, например, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, какие основные проблемы здесь?
— Большие города — бешеный ритм жизни. Значит, нам важно, чтобы мы вышли в чем-то удобном, красивом и пошли на работу. Например, Питер — это что? Его боли — это грязь, слякоть, погода. Значит, вещи должны быть немаркие, многофункциональные, трансформеры. Резко меняется погода: жарко, холодно. Ты вышел в одном — тебе стало холодно, закрутил вещь — тебе тепло. Цвета либо темные, чтобы не было видно грязи, либо наоборот что-то яркое, потому что людям не хватает цвета. Москва — это гламур и дорого, в столице надо выглядеть побогаче, потому что статусность здесь играет роль, значит, нужны натуральные дорогие ткани. Екатеринбург — это мягкость, доступность. Там нет гламурных тусовок, поэтому лаконичный крой.
В российских ВУЗах нельзя получить образование fashion-аналитика. Неужели только стилисты работают в этом направлении?
— Основы стилистики должны быть. Мой опыт помогает мне. Иногда спасает аналитический талант, например, бухгалтера. Обладая своими навыками, они могут освоить профессию fashion-аналитика.
С какими ещё запросами приходят производители?
— Сейчас макротренд на экологичность. Они все-таки плывут по течению. Сейчас, если ты не отвечаешь моральным запросам аудитории, она просто не придет к тебе. Но давайте будем честны, большинство просто играют в игру, что они экологичные.
Какие существуют уловки у брендов в плане экологичности?
— Самое популярное — переработка. Многие помнят скандал с брендом H&M, когда им в пакет с вещами, которые сдали на переработку, положили маячок. Оказалось, что какие-то вещи они продают в секонд-хенд, а другие они просто выкинули. Был большой скандал. Вторая уловка — экологичность упаковки. Обычный бумажный пакет или что-то, что ты можешь носить, повторно использовать и т.д.
После локдауна у людей денег стало меньше. Готов ли заказчик сейчас выделять средства на сотрудника абсолютно новой профессии?
— У производств и дизайнеров деньги есть. Мы же работаем с коммерческими организациями, где есть бюджеты. Да, они готовы выделять деньги, когда поняли ценность fashion-аналитики. Я бы не сказала, что сейчас даже сами люди стали тратить меньше денег, скорее пришла осознанность. Они покупают, задавая самый главный вопрос: «сколько я буду это носить»? Уходят спонтанные покупки.