14 декабря – ИА SM.News. Среди социальных явлений, отреагировавших на внедрение технических инноваций в повседневную жизнь россиян, не стала исключением и преступность. Злоумышленники переместились с улиц в киберпространство: на фоне существенного снижения числа краж и грабежей участились инциденты в интернете.

Борьба с телефонными и IT-мошенничествами стала ключевым направлением работы полиции, рассказал заместитель начальника Следственного департамента МВД России Данил Филиппов на пресс-конференции в ТАСС. За прошедшие 11 месяцев в стране зарегистрированы 494 тысячи преступлений, при этом раскрываемость выросла на 50%: силовики изобличили 88 тысяч аферистов.

География дистанционной преступности не имеет границ: в любой точке мира могут находиться как сами негодяи и жертвы, так и их банковские счета. Усложняют идентификацию злодеев всевозможные методы конспирации: анонимайзеры, подмена номеров, подставные реквизиты и прочие «примочки».

По словам следователя, «классические» и, казалось бы, всем известные мошеннические схемы до сих пор «работают». Жители попадаются на истории о попавших в ДТП родственниках, оформлении кредитов и взломе банковских счетов. Подкупают и предложения поучаствовать в «спецоперации» по поимке преступников с обязательным условием: заплатить. Нередко люди, «заговоренные» незнакомцами, сами выдают конфиденциальную информацию или переводят сбережения на «безопасные» номера.

«Самое главное – понимать, что у сотрудников банков и так имеются все необходимые данные для предотвращения возможного инцидента, ведь при заключении договоров мы сами предоставляем всю информацию. Если же звонящие интересуется состоянием счетов и сбережениями, выведывают запрещенные для передачи третьим лицам сведения – речь однозначно идет о преступниках. Все, что необходимо сделать, — положить трубку и прекратить разговор», — разъясняет Данил Филиппов.

Что касается призывов «помочь поймать преступника», к тому же по телефону и за деньги — подобных оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий в принципе не существует в законодательстве, добавил силовик. При этом максимальная сумма, на которую за раз обогатились аферисты, составила 25 миллионов рублей, а суммарный ущерб россиянам за год приблизился к 45 миллиардам. Нападкам мошенников подвергался каждый седьмой житель нашей страны.

Меняется и социальный портрет жертвы: если раньше в списках потерпевших преобладали пожилые люди, то теперь таковых – только 15%. Типичный мошенник же – парень или девушка в возрасте 18-35 лет и, вопреки предрассудкам, отнюдь не хакер. Для совершения махинаций необязательно обладать глубокими познаниями в киберпространстве: достаточно элементарных навыков работы с интернетом и финансовыми услугами.

Одной из отличительных черт «банковских» афер являются моментальные переводы похищенных денег: со счета злоумышленника они исчезают уже через 5-10 минут. Следователи же тратят до месяца на отслеживание всей цепочки. Поэтому для упрощения взаимодействия правоохранителей, банков и сотовых операторов разрабатывается ряд законопроектов. Наиболее эффективным решением в случае хищения сбережений, отметил Данил Филиппов, стала бы мгновенная блокировка всех звеньев до окончания разбирательства.