30 июня – ИА SM.News. В рамках благоустройства 18-ти улиц и переулков в районах Хамовники и Арбат переделают 20 погонных километров бордюров, выложат 26 тыс. кв. м гранитной плитки, установят качели и 700 опор освещения, а также обустроят «зоны притяжения» близ исторических объектов. Речь идет об таких локализациях, как: Сивцев Вражек, Денежный, Глазовский, Плотников, Гагаринский, Большой Афанасьевский, Чертольский, Большой Левшинский, Большой и Малый Могильцевские, Староконюшенный, Хрущевский, Нащокинский, Большой и Малый Власьевские, Чистый, Пречистенский и Кривоарбатский переулки, сообщили на портале мэрии.
«В этом году запланирован комплекс работ по благоустройству 18 переулков, расположенных в районах Арбат и Хамовники, он станет продолжением проектов прошлых лет по обновлению исторического квартала. Все мероприятия проведем максимально бережно, наша главная задача — добавить территории комфорта и функциональности», — отметил заместитель Мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков.
По его словам, старшей целью благоустроительных проектов является расширение тротуаров и обустройство рекреационных зон. Пешеходные зоны увеличат за счет изменения уличной геометрии, при этом сохранят все исторические детали — таблички, люки, старинные ограждения. Так же будут отреставрированы «значимые центры притяжения» — рядом с объектами фонда архитектурного наследия и строениями особой культурно-исторической ценности. «Такие, как территория возле Успенской церкви, скверы Мигеля Идальго, Бурганова и у памятника Фритьофу Нансену, территории у памятника Булату Окуджаве и около стены Цоя», — уточнил заммэра.
Кроме дорожных покрытий обновят инженерные коммуникации (водостоки), установят дополнительные дорожные знаки и новые «лежачие полицейские». Для удобства жителей и гостей города в рамках благоустройства на улицах Старой Москвы расположат 250 скамеек, а в рамках программы по «озеленению» высадят взрослые деревья, кустарники, а также обустроят газоны общей площадью свыше 10 тыс. кв. м.
Однако жители исторический районов столицы не верят в щадящее благоустройство. По их словам, утверждённые планы реставрации — это концептуальное переустройство, которое чревато историко-архитектурными ошибками и саботажем тщательного восстановления.
Любые работы по реновации уличной и инженерной инфраструктуры и, в особенности, по реконструкции рекреационных зон, малых архитектурных форм требуют «профессионального подхода, глубокого предпроектного исследования, мультидисциплинарного проектирования и плотной совместной работы с местным населением», уверены члены Союза архитекторов, которые в прошлом году давали благоустроительным планам властей отрицательные оценки.
Формирование прямого диалога между местным населением исторических районов и мэрией — еще одна важная веха в истории с благоустройством локализаций Старой Москвы. Жители «тихого» центра столицы считают, что их предложения так и не были учтены в проекте реконструкции. Среди пожеланий особенно выделялись: замена асфальтового покрытия, отсутствие парковочных карманов, мораторий на вырубку взрослых и здоровых деревьев, установка опор внешнего освещения не выше 5 метров и мощностью меньше 3,5 тыс. кельвинов, обустройство «венский платформ» вместо «лежачих полицейских», максимальное озеленение, формирование собачьих площадок и монтаж дополнительных урн и скамеек.
Дискуссия по поводу реновации облика Арбата и Хамовников тянется с 2020 года. За это время на общественный суд выносили несколько проектов восстановления. Тем не менее в отличие от 2020 и 2021 года власти все-таки пошли на компромиссы — добавили в программу благоустройства исторических районов озеленение, монтаж урн и скамеек, а также щадящее восстановление территорий близ «объектов социального притяжения».
«В ходе бережного и аккуратного благоустройства мы планируем добавить арбатским переулкам больше зелени, тишины и комфорта. За счет частичного перераспределения уличного пространства многие тротуары станут шире и удобнее для пешеходов. Для парковки машин будут оборудованы специальные карманы, а для снижения скорости движения – установлено больше лежачих полицейских. <…> В отдельных местах предполагается восстановить историческую брусчатку, если она будет обнаружена в ходе подготовительных работ. И в любом случае – в ходе благоустройства будут сохранены исторические детали – канализационные люки, таблички и другие артефакты прошлых времен», — писал у себя в блоге мэр Москвы Сергей Собянин.
Но, как оказалось, мэрия так не учла опасения местных жителей по вопросам радикального изменения геометрии улиц — для расширения тротуаров модернизации подвергнется и исторический рельеф.
По словам академика МААМ Дмитрия Наринского, основные коллизии связаны со стандартизацией решений по благоустройству участков исторической Москвы. Жители считают, что для архитектурно-инженерной реновации Арбата и Хамовников требуется кастомизированный подход. Власти, в свою очередь, пользуются унифицированными средствами.
«Основная направленность критики связана с унификацией решений. На практике мы стремимся стандартизировать все, в том числе и благоустройство. Территория Арбатский переулков — это уникальная территория, и к сохранению ее идентичности очень трепетно относятся местные жители. Естественно, применение более-менее стандартных решений в процессе благоустройства вызывает стойкое неприятие. Мне кажется, что в этой работе не хватает индивидуального и творческого подхода. Связано это с тем, что Москва закупает большими партиями такие объекты как малые архитектурные формы, скамейки и т.д. Это приводит к тому, что неважно где используются одни и те же элементы благоустройства. Мне представляется, что в этом и есть зерно конфликта, и попытки внести какие-то изменения в типовые решения, как правило, недостаточны», — отмечает академик.
В споре об Арбате и Хамовников присутствует мнение, что пожелания москвичей часто противоречат градостроительной экспертизе, ведь почти все благоустроительные инициативы требуют мало-мальских компетенций. Другими словами, вероятен сценарий, что при всем желании властей учитывать мнение жителей районов, их «видение» архитектурно-инженерной модернизации не соответствует градостроительным нормам. И все же Дмитрий Наринский считает, что замена лавочек, освещение, локальная посадка кустарников и подготовка рекреационных зон — низовые вопросы, которые вполне подходят для дискуссии с участием населения.
«Вопросы замены лавочек, бордюров и т.д. — это как раз тот уровень дискуссии, в котором могут принимать участие жители, и это их уровень квалификации. Точно также как вопросы выбора типов озеленения. Это и есть те вопросы, которые не связаны со сложными расчетами, это то, что люди могут просто обсуждать, опираясь на свое представление о городской среде», — отмечает Наринский.