28 июня – ИА SM.News. Начало спецоперации ознаменовало не только довольно-таки резкую смену социально-политической конъюнктуры внутри России, но и формирование «новых» пассивно-негативных [внешних] отношений с глобальным сообществом. Одним из направлений «западного давления» стало упразднение зарубежных институций на территории страны — с российского рынка ушли не только коммерческие предприятия, но и общественные организации, филиалы рейтинговых агентств.

Москва, вплоть до начала 2022 года открыто претендующая на «достойное место» среди других мировых столиц, активно транслировала очередные «победы» в глобальных топах. Например, в январе российский мегаполис возглавил престижный рейтинг UN-Habitat ООН по «Индексу городского процветания»: почетные позиции доставались городам, демонстрирующим высокий уровень развития инфраструктуры и качества жизни.

Более того, еще к 4 кварталу 2021 года Москве удалось сохранить высокие позиции аж в 17 мировых рейтингах. Городские власти особенно выделяли первенство в рейтинге Cities of Choice BCG. —в категории «Общественные пространства» и бронзу по привлекательности для жителей в том же «соревновании». Еще российская столица возглавила топ PwC среди исторических мегаполисов Мира по сохранению объектов культурного наследия и престижный чарт McKinsey по показателю эффективности работы городского транспорта.

«Мы системно улучшаем свои позиции из года в год с точки зрения цифровизации, качества городской среды, безопасности, инвестиционной привлекательности. <…> Мировая практика показывает, что международные рейтинги для инвесторов являются неким индикатором качества, поэтому участие в них — стратегически важно и эффективно относительно привлекательности столицы. Из числа уже опубликованных в 2021 году международных рейтингов в 17 Москва улучшила и сохранила высокие позиции, а также заняла высокие места в четырех рейтингах, вышедших впервые», — говорил заммэра столицы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Однако после начала спецоперации ВС РФ на Украине Москва стала регулярно сталкиваться с бойкотами и искусственными занижениями рейтинговых позиции мировых агентств, которые еще «вчера» давали городу — его транспортным, общественным и инфраструктурным достижениям — высочайшие оценки. И если полное игнорирование российской столицы при составлении очередных топов выглядит, во всяком случае, логично с точки зрения концепции политкорректности, то искусственное занижение позиций отечественного мегаполиса — это беспомощная технология, которая, как правило, ничем не мотивирована, считают эксперты отечественных рейтинговых организаций.

Так, в ответ на СВО международное агентство Fitch Ratings понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента России в иностранной валюте с уровня «BBB» до «B», аргументировав решение тем, что в связи с масштабными тратами на спецоперацию страна не сможет обслуживать государственный долг, да и в целом лишится «финансовой гибкости», роста ВВП и макрофинансовой стабильности. В топе The Economist Intelligence Unit среди лучших городов Мира для жизни мегаполис опустился на 15 мест. А организация Moody’s полностью отозвала рейтинги Москвы и других отечественных регионов с формулировкой «по собственным деловым причинам».

Власти столицы, скоро после старта спецоперации сменившие милость на гнев по отношению к глобальным рейтинговым агентствам, решили сконцентрироваться на месте мегаполиса в региональных номенклатурах. И хотя традиционно никто из субъектов РФ не претендует — по финансовым, общественным и благоустроительным ресурсам — на безукоризненное первенство, Москва под давлением геополитических бойкотов перешла к тактике укрепления и без того «крепкой» репутации лидера отечественных городов. В нынешних условиях самый богатый и большой субъект России довольствуется скромным званиями лидера по качеству предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде по качеству городской среды среди российских городов, а также не брезгует само собой разумеющимся первенством, в рейтинге экономического потенциала регионов России и самых выгодных туристических направлений.

Источник ИА SM-News из российского рейтингового агентства отмечает, что нет ничего плохого в новой [региональной] «соревновательной» практике Москвы. Вероятно, в отдельных случаях, столица сможет мотивировать другие города России к развитию и внедрению высоких технологий в общественную среду. С другой стороны — для столицы состязание с явно отстающими регионами, как минимум, не конкурентно. С учетом событий на политико-социальной «сцене» у Москвы могут появиться амбиции для урбанистической гонки со столицами ныне дружественных государств. Правда, у российского мегаполиса еще меньше шансов «снискать славу», соревнуясь, например, с Пекином по основным направлениям городского развития.