МоскваСб, 27 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
#Интервью

Психологи высказались о низком качестве психогигиены москвичей

1 февраля – ИА SM.News. Опытные психологи поделились с ИА SM.News техниками, позволяющими “экологично” помочь человеку в экстренной ситуации без вреда для себя и с пользой для близкого, а также рассказали о том, какие меры необходимо ввести для повышения психогигиены людей

#Интервью
Психологи высказались о низком качестве психогигиены москвичей
#Интервью
1 февраля – ИА SM.News. Опытные психологи поделились с ИА SM.News техниками, позволяющими “экологично” помочь человеку в экстренной ситуации без вреда для себя и с пользой для близкого, а также рассказали о том, какие меры необходимо ввести для повышения психогигиены людей

1 февраля – ИА SM.News. В конце января внимание москвичей было приковано к едва не случившейся трагедии на Крымском мосту в Москве. Мужчина забрался на высотную опору моста из-за проблем на работе: приезжему рабочему не выдали зарплату. В результате действий спасателя и полицейского мужчину удалось снять с высоты только с третьего раза. О том, какие методики используют специалисты на месте происшествий, и о том, как можно отговорить человека от необдуманного поступка, рассказали профессиональные психологи.

Практический психолог, действительный член Общероссийской психотерапевтической лиги Олеся Павликова рассказала корреспонденту SM.News о том, как эффективно помочь близкому человеку и убедить его не совершать страшный шаг.

Как помочь человеку, который решает совершить шаг, подобный действиям мужчины, забравшегося на Крымский мост в Москве?

Все зависит от реакции человека. Если он находится в апатии, то необходимо с ним поговорить. Если у него ступор и психика блокирует все внешние реакции, это другое. В таком случае, наоборот, нужно резко, негативно и быстро действовать, чтобы человек там [внутри себя — прим. ред.] не остался. Если у человека сильный стресс или даже включаются галлюцинации, то стоит помнить, что это состояние для стрессовой ситуации абсолютно нормально. Обычно с такими людьми взаимодействуют психологи в МЧС, которые выезжают на места и работают с катастрофами, попытками суицидов. Универсальных советов нет, каждый случай индивидуален.

Если обратиться к конкретному происшествию, когда мужчина забрался на мост, то необходимо вспомнить, что он был готов спуститься на подъемнике только в том случае, если ему дадут деньги. Правилен ли этот подход?

Здесь нет правильного и неправильного. Этот поступок говорит об очень низком качестве психогигиены человека. Давайте вспомним, как реагирует ребенок? Примерно так же. Когда мы находимся в стрессовом состоянии, то скатываемся в те роли, в которых мы находимся на уровне нашей адаптации. Возьмем опять же пример с ребенком: он вроде как поднимается, все хорошо, ресурсов хватает, человек может и работать, и говорить. Как только уровень сильно падает, то человек начинает демонстрировать поведение, подобное тому мужчине. Он здесь не несет внутренней ответственности за то, что он может лишиться жизни — самого ценного, что у нас есть. Безусловно, это ненормально для здорового человека, но для него — норма. Мы реагируем, действуем и мыслим исходя из уровня нашей адаптации. Вообще, это беда нашей страны, да и не только нашей. Сейчас крайне тяжелое время — коронакризис, сильный экономический кризис. Естественно, что это бьет по людям. Люди не выдерживают. Я даже по своей практике вижу, сколько приходит людей с пограничными состояниями. У нас не развита качественная поддержка, нет психогигиены, то есть знаний о том, как себя поддержать, какими методиками пользоваться. Лучше сходить к специалисту два раза в год и обезопасить себя от таких реакций. Я точно могу сказать, что если бы тот мужчина, оказавшийся на мосту, посещал специалиста, то до этого бы точно не дошло.

Обязательно ли для прохождения терапии желание человека? Или возможен вариант, когда психологически пострадавшего человека можно принудительно отправить к психологу во избежание повторения ситуации?

Тот случай с мужчиной, который находился на Крымском мосту, показывает, что человек находился на очень низком уровне психологического ресурса. Это как машина: загорелась одна сигнальная лампочка, и мы начинаем думать, что сможем ее позже починить, но дальше становится только хуже. Когда человек готов, то он слышит каждое слово: он делает все, что от него просят, он выполняет все домашние задания. Эта готовность очень мощно двигает его к результату. Плюс, конечно, скажу, что нашему обществу очень не хватает психогигиены. Было бы хорошо, если бы создавались центры, куда человек мог бы прийти за качественной психологической помощью бесплатно. Мы сейчас живем в “кризисное” время, что-то постоянно случается, нам трудно и тяжело. Эти эмоции никуда не уходят и остаются в нас, их нужно прорабатывать и убирать. Это делается быстро: человека можно “отмыть” даже от огромного пласта токсичного опыта и энергии. Люди об этом просто не знают. Даже когда все хорошо, лучше лишний раз сходить к специалисту, потому что когда все плохо, будет уже поздно и можно дойти до состояния как у этого мужчины.

Как правильно поддержать близкого человека, оказавшегося в сложной ситуации, без ущерба для собственных эмоций?

У психологов есть четко отработанные механизмы, которые помогают очень быстро вытянуть людей из этого состояния, в том числе суицидников и людей, попавших в чрезвычайные ситуации. Что касается рекомендаций для обычных людей, далеких от психологии, то нужно посочувствовать, посопереживать, озвучить чувства находящегося рядом человека, спросить о том, действительно ли сложившаяся ситуация стала крайне тяжелой. Лучше всего помогает техника рефрейминга, или, попросту говоря, взгляд с другой стороны. Когда человек находится в стрессе, то он часто не видит логичных решений проблемы. При этом вы, как человек, не находящийся в стрессе, сможете под другим углом рассмотреть ситуацию и дать психологический ресурс.

К тому же необходимо помнить, что методики поддержки человека различаются в зависимости от ситуации.

“Степень травматизации психики во многом зависит от личностных особенностей человека и наличия травматических ситуаций в его прошлом”, – отмечает психолог Анна Белявская.

По ее словам, необходимо помнить о нескольких техниках. “Если у пострадавшего нервная дрожь, нужно его взять и сильно потрясти за плечи, как бы усиливая дрожащий эффект, но при этом продолжать говорить с ним, чтобы он не воспринял это как нападение. Если у пострадавшего двигательное возбуждение, он резко и бесцельно двигается, ненормально громко говорит, необходимо его изолировать от людей и спокойным голосом описывать его чувства”.

Возможны случаи, когда человек находится в ступоре — в этой ситуации необходимо “медленно и четко произносить то, что может вызвать у него сильные эмоции. Лучше даже, если это будут сильные негативные эмоции, но ни в коем случае не связанные непосредственно с самим происшествием”. При сильной физической травме необходимо поддерживать физический контакт и разговаривать с человеком. “Ни в коем случае нельзя сразу после события лезть вглубь, нужно убрать “буйную” симптоматику, чтобы была возможность доставить человека куда-нибудь и уже дальше оказывать глубинную помощь”.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.