Москва
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Белгород
Брянск
Владимир
Воронеж
Иваново
Калуга
Кострома
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Орел
Рязань
Смоленск
Тамбов
Тверь
Тула
Ярославль
Северо-Западный федеральный округ
Архангельск
Великий Новгород
Вологда
Калининград
Ленинградская область
Мурманск
Петрозаводск
Псков
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Южный федеральный округ
Астрахань
Волгоград
Краснодар
Крым/Севастополь
Майкоп
Ростов-на-Дону
Элиста
Северо-Кавказский федеральный округ
Владикавказ
Грозный
Дагестан
Магас
Нальчик
Ставрополь
Черкесск
Приволжский федеральный округ
Ижевск
Йошкар-Ола
Казань
Киров
Нижний Новгород
Оренбург
Пенза
Пермь
Самара
Саранск
Саратов
Ульяновск
Уфа
Чебоксары
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Абакан
Горно-Алтайск
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новосибирск
Омск
Томск
Дальневосточный федеральный округ
Анадырь
Благовещенск
Владивосток
Магадан
Петропавловск-Камчатский
Улан-Удэ
Хабаровск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Сортировка
Поиск
Подписывайтесь на Дзен.Новости
#Интервью Читать 3 мин.

Работники центра соцадаптации рассказали, можно ли помочь бездомным: “Деньги и спиртное давать категорически нельзя”

Денис Поляков и Виталий Скалкин — сотрудники Центра социальной адаптации им. Елизаветы Глинки. Каждый день они находят бездомных людей на улицах и пытаются их спасти от холода, преступности, голода и деградации

Дарья Колесникова | SM.News
#Интервью
Работники центра соцадаптации рассказали, можно ли помочь бездомным: “Деньги и спиртное давать категорически нельзя”
Дарья Колесникова | SM.News #Интервью
Денис Поляков и Виталий Скалкин — сотрудники Центра социальной адаптации им. Елизаветы Глинки. Каждый день они находят бездомных людей на улицах и пытаются их спасти от холода, преступности, голода и деградации

21 октября – ИА SM.News. Центр социальной адаптации существует с 1996 года. Раньше он существовал только как дом ночного пребывания. Туда могли прийти люди, которым негде ночевать. Сотрудники ЦСА рассказали, что основной поток бездомных нахлынул, когда распался СССР.

Почему было решено создать такой центр?

Виталий Скалкин: В Советском Союзе бездомных не могло быть в принципе, так как выдавались государственные квартиры и выписать человека было нельзя. У каждого человека было своё жилье. После приватизации начались обманы с квартирами, незаконные продажи, и хлынуло большое количество бездомных. До появления этого дома ночного пребывания вокзалы были просто завалены бездомными, и люди просто переступали через них.

Наличие бездомных в СССР действительно официально не признавалось. Борьба с ними, однако, носила репрессивный характер, что не могло помочь искоренению бездомности. В 1951 году вышел указ президиума Верховного совета СССР «О мерах борьбы с антиобщественными, паразитическими элементами», в котором указывалось, что бродяги должны были отправляться в спецпоселения в отдалённые районы СССР на пять лет. С 1960 года бродяжничество начало считаться преступлением по УК РСФСР (статья 209: систематическое бродяжничество и попрошайничество; статья 198: систематическое нарушение правил прописки). Однако с распадом Советского Союза обе статьи были отменены, а значит, бездомность была декриминализована.

Кто может попасть в центр социальной адаптации, и что он может получить от пребывания там?

Виталий: В этом центре есть специалисты по социальной работе, юристы, которые помогали вернуть жильё, врачи. Там был организован полный стационар. Предполагалось, что в этом центре будут проживать люди, которые потеряли жильё именно в Москве. Они могут жить там до одного года, за это время им предоставляется питание, койко-место, помощь юристов, специалистов по социальной работе, одежда, душ — всё бесплатно. Предполагается, что за этот год человеку находят работу, если невозможно восстановить жильё. С этих денег он далее сможет снимать квартиру и дальше существовать самостоятельно. Также мы помогаем иногородним гражданам, которые оказались в Москве в трудной жизненной ситуации.

По какой причине люди обычно остаются на улице?

Денис Поляков: В основной массе это люди, которые приехали на заработки, а их обманули.

Виталий: Да, таких историй множество. Например, человек живёт в глубинке и находит вакансию, в которой сказано: “Зарплата 80 тыс. руб., питание, проживание предоставляем”. Они сюда приезжают и попадают в так называемые “рабочие дома”, которые сейчас очень распространены. Обычно это коттедж, в котором живут человек 30, им находят работу, кормят и обещают выдать зарплату. К тому же у всех забирают документы, чтобы человек не мог сбежать. Он работает месяц — зарплаты нет, два месяца — всё также. Потом, естественно, сбегает из этого дома без документов и денег. Я не знаю, почему с этими рабочими домами ничего не делают, потому что они растут как грибы. Наши сотрудники ходят по вокзалам и собирают таких людей.

Рабочие дома распространены в нескольких регионах России. Один работник такого дома приносит владельцу от 20 до 60 тыс. руб. в месяц. В прошлом году появилось расследование, рассказывающее, что люди, попавшие в такие дома, подвергаются регулярным избиениям, работают за еду, а также остаются без документов и средств связи. Многие из них после побега оказываются на улице без денег и доверия к людям.

По каким ещё причинам люди становятся бездомными?

Денис: Как говорят, ищут истину на дне стакана, но никто из них ее ещё не находил. Остановиться после алкоголя может не всякий. Часто возникает такая ситуация, что на ворованные у бездомных документы злоумышленники берут кредиты — в таких ситуациях мы предлагаем пойти с нами и написать заявление на утерю документов.

Какова основная цель “Социального патруля”?

Виталий: Людям, которые потеряли жилплощадь, мы подыскиваем работу. Её можно получить, если человек не считается инвалидом или пенсионером, то есть совсем не имеет средств к существованию. Работа ищется официально, через биржу труда. Иногда предоставляется общежитие, а иногда человек на заработанные деньги начинает снимать жильё сам. С улицы мы берем человека и возвращаем его к жизни. Дальше он живёт как обычный человек. Да, у него нет прописки в паспорте, что осложняет приём на работу, но выбраться можно.

Денис: Есть такие случаи, и они не единичные: если человек хочет, то он добивается. На моей памяти есть история, когда человек потерял жильё в Москве, попал на улицу, а после смог его снова приобрести, завёл семью и снова продолжает жить. Оказаться без жилья может любой.

Что нужно делать, если человек на улице наткнулся на бездомного и хочет ему помочь?

Денис: Главный вопрос, который нужно задать бездомному: что он хочет и в чем нуждается? Если он хочет водки, то понятно, что это не первая необходимость, и в этом помогать не нужно. Деньги и спиртное бездомным давать категорически нельзя. Что касается еды, то в Москве есть 15 благотворительных организаций, в которых специальные кухни. Остаться голодным в Москве нереально. Даже в любой церкви всегда дадут батон хлеба. Деньги они раньше тоже давали, но мы проводили беседу, что так делать запрещено.

Сотрудники ЦСА рассказали о главных правилах помощи бездомному:
— Не предлагать сразу помощь, а поговорить и узнать о потребностях.
— Если человек потерял жильё, работу и не имеет средств к существованию, необходимо узнать, готов ли он к тому, чтобы ему оказали помощь: отвезли в душ, накормили, нашли ночлег. В случае если бездомный согласен, необходимо звонить по круглосуточным номерам: 8 (499) 357-01-80; 8 (495) 720-15-08 или 112.
— Категорически запрещается давать деньги. Деньги обычно уходят на покупку спиртного, что не даёт человеку выбраться из уличного образа жизни. К тому же специалисты рассказали о том, что в стране существуют “бизнесмены”, которые заставляют стариков, инвалидов и бездомных просить подаяния, а после забирают все собранные деньги себе. Пока неравнодушные продолжают давать деньги, этот “бизнес” не искоренить.

Вы каждый день работаете с бездомными. Далеко не всякий пойдёт на такое. Почему вы решили посвятить себя именно этому делу?

Виталий: У меня была тяжёлая жизненная ситуация, разошёлся с женой, долго не мог найти работу. Я искал работу и узнал на бирже, что производится набор в “Социальный патруль”. Изначально хотел работать водителем. Когда пришёл на собеседование, меня взяли, но оказалось, что водители больше не нужны. Тогда была открыта вакансия социального работника, но там была зарплата ниже на 4 тысячи рублей. На тот момент мы получали всего по 17 тысяч рублей. Я решил попробовать себя в роли социального работника и спросил о том, какие обязанности меня ждут. Мне иронично ответили: “Мы ещё сами точно не знаем, но основная цель — помощь бездомным, а дальше разберёмся”. Меня спросили, как я отношусь к бездомным. Я всегда к ним относился спокойно, всякое в жизни бывает. Примерно через три-четыре месяца работы начальник сообщил, что освободилось место водителя, но я сказал, что водителем уже быть не хочу. Я социальный работник. Другой работы мне абсолютно не нужно.

Денис: Я был в похожей ситуации. Искал работу, и мне знакомый показал объявление о наборе в “Социальный патруль”. Понравилось, что не нужно сидеть на одном месте. Также объяснили, что нужно будет помогать бездомным. Изначально я попал в пеший патруль. У меня была вся серая ветка метро: мы ездили по ней, выходили на каждой станции метро и смотрели, нет ли там бездомных. Не могу описать словами чувства, когда я в первый раз помог человеку. На душе была радость, что я смог помочь человеку, и он не остался на улице.

Виталий: Если ты можешь на этой работе находиться без зарплаты, то это твоя работа. У меня именно так. У нас множество сотрудников, которые работают давно. Я вас уверяю, что они это делают не ради денег. Многие нашли бы работу с большей зарплатой. Эта работа не похожа ни на одну другую.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.
Лента новостей

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить