17 июня – ИА SM.News. Капремонт 200 московский поликлиник, построенных больше 50 лет назад и, по мнению столичных властей, отстающих от «высших мировых требований» к качеству медицинского сервиса, — крупнейший проект по смене не только, буквально и метафорически, фасадов зданий, но уровня самих врачебных услуг. На базе модернизированных медучреждений появляется новое оборудование, собираются специалисты 8-ми востребованных направлений (терапевт, кардиолог, оториноларинголог, хирург, невролог, офтальмолог, уролог и эндокринолог), а также появляется возможность ввода высокотехнологических методик для обследований и консультаций.
Амбулатории насыщаются обновленной инфраструктурой, которая облегчает внутреннюю логистику пациентов. Речь идет не столько о замене мебели и современной интерьерной отделке, сколько о новых принципах перепланировки, в результате которой появляются отдельные зоны со своим назначением — комфортные рекреации для ожидания, игровые для детей, аптеки, кабинеты для выдачи листков нетрудоспособности и пр.
В рамках модернизации поликлиник на данный момент отремонтировано 41 здание, еще 40 медучреждений власти планируют обновить до конца 2022 года. В декабре 2021-го в правительстве столицы анонсировали окончание восстановительных работ в 2024 году. А по последним данным, к концу 2023 года будет отремонтированы уже 160 поликлиник. Правда, тогда и вся модернизация шла «мировым курсом».
«Я думаю, что в 2024 году мы эту программу закончим, и все амбулаторное звено города Москвы будет отвечать высшим мировым требованиям, а самое главное, москвичи получат качественную медицинскую помощь, потому что амбулаторная помощь, поликлиническая — самая востребованная в любом городе», — говорил мэр Москвы Сергей Собянин.
Не желая уступать — на момент декабря еще — коллегам с Запада, власти столицы продолжили расширять курс цифровизации — перевили почти всю канцелярию в ЕМИАС, активно поддержали экспансию телемедицинских практик, экстраполировали ИИ-систему по поддержке принятия врачебных решений, в том числе на амбулаторный кластер. «Цифровизация для нас — не цель, а средство. Это всего лишь инструмент, который позволяет нам качественно изменить московское здравоохранение», — отмечает вице-мэр Анастасия Ракова
Однако отношение к модернизации поликлинического звена в столичном обществе скорее негативное. Москвичи не верят в изменение качества самого медобслуживания посредством «косметических обновлений» и закупки новой техники. Более того, по словам горожан, в цифровизации есть опасность окончательной потери «патерналистской роли врача» и выхолащивания самой человекоориентированной сферы.
Источник редакции SM-News из здравоохранительного сектора отмечает, что за время пандемии общество и клиника сильно друг от друга отдалились. Это случилось из-за вынужденной формализации тех процессов, на которых основывается вся медицинская работа. Ввиду огромного трафика заболевших, в общем, со схожей симптоматикой, сбор анамнеза превратился в анкетирование, а человек — вроде бы главный субъект медицины как таковой — стал вторичен перед диагнозом. К сожалению, пандемия вывела диагноз и рецептурные шаблоны на первый план, поясняет эксперт.
Кроме того, у москвичей появились сомнения, что модернизация решит вопрос «доступности» медицинской помощи, хотя именно она является чуть ли не основной целью всех обновлений. В частности, горожане жалуются на упразднение травмпунктов и сокращение точек приема женских консультаций. Власти, в свою очередь, отвечают, что удаленность этих медпунктов не нарушает норматив доступности услуг — 120 минут в пути. Распространения пресловутой «нормативности», технологические замены человеческого участия, «автоматизация» различных аспектов врачебной деятельности — это новый курс столичного здравоохранения, сформулированный мэрией.
Впрочем, это не единственные здравоохранительные тренды в Москве, которые стали развиваться вместе с модернизацией поликлинического звена. А т.к. (в рамках реализации основных целей реформы) амбулатории приходится укомплектовывать в прошлом дефицитными специалистами (типа эндокринологов и урологов), то из-за не качественных, а количественных мотиваций к заполнению штатных должностей пострадали компетенции врачей, пришедших на места. Жители столицы отмечают, что медики в поликлиниках все хуже говорят по-русски и с трудом “выписывают” лечение, путая кириллицу с «арабской вязью».