18 февраля – ИА SM.News. Ковид-волна «Омикрона» медленно, но верно движется на спад. Правда, в эпидемической ситуации пока не все ясно — например, уровень госпитализаций и смертности от доминирующего штамма covid-19 снижается не так стремительно, как ожидалось: в редких случаях «качественные показатели» омикрон-волны (госпитализация и смертность), наоборот, незначительно прирастают.
Тем временем в информационном пространстве появляется все больше публикаций о риске внезапного появления на «эпидемическом рынке» нового вирусного варианта, который может спровоцировать очередной всплеск заболеваемости. В условиях сравнительно небольшого коэффициента иммунизации россиян (чуть больше 60% среди взрослого населения) и неуниверсальности (против всех вирусных штаммов) отечественных вакцин, неконтролируемые последствия пандемии, по мнению различных ученых спикеров, могут привести к еще более трагическому исходу.
— Ваше предположение про пик омикрон-волны, который пройден в середине февраля, было провидчески точным. О каких перспективах пандемии сейчас может идти речь?
— В ближайшие 1,5-2 месяца нас ждет спад [пандемии коронавируса – прим. ред.] до каких-то относительно небольших цифр. И это будет успешный спад, если люди продолжат вакцинироваться и будут следить за своим иммунитетом, и соблюдать противоэпидемические правила — что является, по-видимому, очень трудновыполнимым условием.
— Появляется какая-то замысловатая путаница в ковид-статистике: на фоне снижения заболеваемости не снижаются показатели госпитализации и смертности. Может, патогенность «Омикрона» меняется, и он уже не такой легкий вирус, как о нем говорили?
— Здесь два разных показателя: один показатель – это летальность этого вируса, то есть процент умерших по отношению к числу заболевших. В этом отношении он примерно в 4-5 раз менее летальный, чем предыдущий штамм «Дельта». Потому что с «Дельтой» было меньше заболеваний, а смертей примерно столько же, сколько и с «Омикроном». Но «Омикрон» дает резко повышенную заболеваемость — как раз в те 4-5 раз выше — и в результате общее число умерших получается такое же. Почему сейчас идет снижение заболеваемости, а смертность остается на том же, примерно, уровне или даже нарастает и будет немного нарастать? Потому что люди умирают не сразу после того, как они заболели, а умирают где-то через 2-3 недели. В результате — только с пика мы сошли, а через две недели актуализируется статистика летальности. В течение этих недель может быть нарастание, потому что от большего числа зараженных пойдет большее число умерших. В ближайшее время число умерших либо останется на том же уровне, либо будет подрастать, но это ничего не значит. Это не значит, что с вирусом что-то случилось, а означает, что идет естественная динамика.
— Какова вероятность вспышки нового варианта коронавирусной инфекции, взявшегося ниоткуда, как «Омикрон»?
— Дать какие-то гарантии за природу очень сложно. Поэтому с уверенностью сказать, что не появится новый вариант вируса [нельзя — прим.ред.]. Но я думаю, что это не очень вероятное событие. Ведь, наряду с тем, что «Омикрон» так сильно заражает, он, конечно, вызывает образование антител и иммунитета, и люди после этой волны будут более устойчивы к вирусу. Несмотря на определенные разногласия во взглядах [по перспективам ковид-повестки — прим. ред.], определенная иммунизация против коронавируса происходит: сейчас сообщают, что у нас вакцинировано 80-90% людей в Москве и Санкт-Петербурге. Я думаю, что люди проиммунизируются в той или иной степени под самими заболеваниями. Кроме того, вакцинированных у нас иммунизировано почти 62% [взрослого населения — прим. ред.]. Если люди соблюдают режим вакцинации и ревакцинации, то есть основания надеяться, что эта волна будет последней, а дальше он [коронавирус — прим. ред.] перейдет в такую «ползучую форму».
— Как близко отечественное здравоохранение находится к изобретению универсальной вакцины, которая бы была эффективна против любых штаммов covid-19 — перспективных и актуальных?
— Дело ученых такую вакцину разрабатывать. Если она будет разработана и ситуация станет такой, что ее нужно будет применять, то ее нужно регистрировать и применять. А пока никакие обстоятельства эпидемии не должны сильно влиять на научно-исследовательскую работу в этой области. Сейчас в НИЦ имени Гамалеи разрабатывают белковую вакцину, в которой белки будут упакованы так, как будто это вирусоподобные частицы. Этим нужно заниматься. А понадобится она [универсальная вакцина — прим. ред.] или нет — это будет видно.