24 июня – ИА SM.News. Каршеринг в Москве появился 2012 года, и был представлен у единственного оператора Anytime, при этом речь не шла о массовом рынке. Развиваться сфера аренды легковых ТС с поминутной тарификацией стала только с 2015 года, тогда на рынок вышел «Делимобиль» — с этого времени парк каршеринговых сервисов ежегодно увеличивался. Власти Москвы активно способствовали развитию сегмента аренды легковушек. По словам официальных представителей Дептранса, каршеринг — это не только современный сервис, адаптированный для комфортного передвижения на территории города, но и мера по снижению автомобильного трафика. Столичное правительство не просто поддержало первого оператора «проката машин», а стало у руля инициативы: для каршеринговых ТС отменили платные парковки, а парк арендованных автомобилей стал пополняться, в том числе на деньги городского бюджета.

С начала существования столичного каршеринга таксомоторные компании получили региональные субсидии на 1,1 млрд рублей, на эти деньги удалось приобрести больше 46 тыс. авто. Сейчас в каршеринговом парке столицы насчитывает порядка 30 тыс. машин. В конце 2021 года мэрия выделила очередные 250 млн рублей на развитие шеринг-отрасли: речь идет о закупке еще 12,7 тыс. автомобилей.

«Правительство Москвы выделило 256 млн рублей на реализацию городской программы развития таксомоторных перевозок и услуг каршеринга. Постановление по данному вопросу подписал мэр Москвы Сергей Собянин. Выделенные средства будут направлены на выплату субсидий таксомоторным компаниям и операторам каршенинга, приобретающим новые автомобили, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговых платежей», — пояснили в пресс-службе мэрии Москвы.

Представители мэрии уверены, что каршеринг — это не просто новая веха «создания комфортной городской среды», но и эффективная мера по снижению нагрузки с главных дорог столицы. В контексте автомобильного проката власти региона традиционно говорят, что благодаря «прокату» на улицы города не выезжает порядка 100 тыс. автомобилей в день. Кроме того, по информации официальных служб, каким-то образом аренда автомобилей положительно влияет на экологическую ситуацию в столице.

«Одним автомобилем в среднем пользуются 6-7 раз в сутки. Благодаря сервису в день в город не выезжают больше 100 тысяч личных машин. Это снижает нагрузку на дороги, уровень загрязнения воздуха и загруженность парковок», — ссылается пресс-служба Дептранса на слова своего руководителя Максима Ликсутова.

Однако кризис каршеринга, берущий свое начало с 2020 года — когда втрое увеличилось количество аварий с участием прокатного транспорта, немного отрезвил представителей власти. И после того, как число ДТП с каршеринговыми машинами перешло границу 400 случаев год, стало понятно, что новый рынок аренды требует дополнительного регулирования. Операторы ужесточили отбор водителей: временно у отдельных сервисов даже изменились требования к желающим арендовать транспорт — минимальный водительский стаж увеличили до 2 лет, усилили верификацию личности арендатора машины, создали тарифы для разных типов вождения. Согласно отчетам Дептранса, с начала 2022 года произошло 138 ДТП с участием автомобилей каршеринга, за первые пять месяцев 2021 года – 162. Число пострадавших в авариях в этом году снизилось на 17% и составило 166 человек против 200 в прошлом году.

«Несмотря на то, что количество поездок растет, сервис становится безопаснее. В 2022 году пользователи совершили почти на миллион больше поездок, чем в 2021, при этом количество ДТП снизилось на 15%», — поясняют в офисе Ликсутова.

Впрочем, прокатные машины до сих пор активно используются гражданами, совмещающими досуг со спиртным и управление автомобилем, а также в качестве транспорта для реализации криминализированных схем распространения, например, наркотических средств — Москва, как богатый регион, давно славится тем, что «закладчики» ездят на арендованных машинах, а не ходят пешком. В отдельных случаях сами машины могут стать локацией для «схрона» сильнодействующих веществ.

Теневая сфера использования аренды автомобилей, как оказалось, не отделима от самого сервиса. По словам источника ИА SM-News-представителя крупного кашерингового оператора, «казенные» машины прокатчиков становятся разновидностью общественного транспорта. Незакрепленная за конкретным лицом персональная ответственность — как именно используется автомобиль, что на нем перевозится, создает ли манера вождения водителя угрозу на городских дорогах — открывает простор для недобросовестной эксплуатации.

«Можно сказать, что каршеринг, за счет простоты и нетребовательности аренды, в некотором смысле даже ориентирован на криминальный сектор и недобросовестное использование: ко всему “общественному” люди, как правило, относятся без должного внимания. Кроме воспитания гражданственности, никаких других эффективных способов повлиять на рынок аренды нельзя — каршеринговые машины так и продолжат водить в пьяном виде и использовать в качестве доставки самых сомнительных грузов», — пояснил источник редакции.